Учить ребенка тому, чего не делаешь сам, бессмысленно. Пожалуй, это самый главный принцип воспитания. Ребенок в первую очередь смотрит на своих родителей, а уж потом слушает их. Т.е. хороший пример очень важен. Это как гроза: мы сначала видим молнию, а потом только слышим раскаты грома.
Хороший пример
Помни, рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам.
Народная мудрость.
Не так давно ко мне за советом обратилась подруга, в отчаянии и раздражении, обращенными к поведению ее сына. «Он не убирает свои игрушки! Он невозможно медленно собирается в школу по утрам! Он делает, что хочет, а не то, о чем прошу его я!»
Она говорила и говорила, и печаль ее была столь глубока, что уводила на дно очевидные истины: в сыне, как в зеркале, отражалась ее жизнь, ее привычки, ее манера поведения.
«Вот что мне с ним делать? — вопрошала она, продолжая причитать,- Чего я только не пробовала: и наказания, и поощрения, и бойкот, но все впустую…»
Благодаря долгому знакомству, становилась прозрачной история копирования матрицы родительского поведения ребенком.
Легко вспомнились убедительные примеры отношения к беспорядку, дезорганизации и искаженного чувства времени у нее самой.
В то же время именно описанные характеристики лежали в основе ее собственного, личностного конфликта и больше других сыновьих проступков вызывали раздражение, иллюстрируя «Эффект зеркала». Он определяет весь мир, как отражение собственных качеств, отзеркаливание плохого и хорошего в окружающих людях.
Изменять мир следует начинать с себя.
Быстрее. Выше. Сильнее.
Семейные истории бывают разные: не каждое детство сопровождают репетиторы по иностранному языку, будоражат спортивные соревнования, волнуют впечатления от дальних берегов.
Родители, лишенные по разным причинам возможности реализовать свои мечты и желания, переносят их на детей. Возлагают надежды без учета интересов и способностей самого малыша.
Некоторые из них, в соответствие с нервно- психическим укладом, смиренно тянут нагрузку трех школ (спортивной, музыкальной и образовательной, обязательно с иностранным уклоном), время от времени позволяя себе «отдохнуть», болея.
Иные ропщут, пытаются бороться, огрызаться, ненавидят тренера, учителя и тоже болеют.
Спросите ребенка, чего хочет он? А если ответом будет «Ничего», задумайтесь.
Малыш ведь ограничен в своем знании о многообразии мира. А как можно хотеть того, о чем не знаешь?
Постарайтесь «заразить» его интересом, замотивировать. Берите с собой мальчишку на хоккей, в столярную мастерскую, знакомьте девочек с искусством танца и художественной вышивки. Пусть у них действительно будет выбор!
Вместе.
Однозначно проще перенимать семейные ценности тем детям, чьи родители:
- увлечены идеей ЗОЖ, например, и
- выезжают на пол-лета в палаточный городок на берегу озера,
- собирают все вместе чумазую чернику, каждый в свое ведерко, соответствующее возрасту,
- ловят рыбу,
- поют песни у костра и
- скребут закопченные котлы речным песком.
Встречались в моей практике и пытливые умы детей ученых, желавшие в свой 5 день рождения получить в подарок экотестер, дабы проверять продукты на пригодность.
Л.Н. Толстой нам в помощь: «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?»
Вашему ребенку совсем не обязательно следует продолжать профессиональную династию или ставить золотой победный кубок рядом с отцовским на верхнюю полку.
Но в чем действительно необходимо стать примером- в активной жизненной позиции, в умении бесконфликтного взаимодействия, в принятии многообразия мира. Это хороший пример. Будьте счастливы и научите этому своих детей.
Воспитание не по подобию, а вопреки.
Раскладывая советы по воспитанию в родительские копилки, я ориентируюсь на семьи с усредненной степенью благополучия: полные или нет, но со здоровыми нравственными нормами.
Подобными внутренними правилами чести и морали могут обладать и люди, лишенные родительской опеки, пережившие травму потери или разлуки с ними, но повзрослевшие и создавшие свои семьи. Здравый ум заставит их относиться к детям иначе.
К этой же категории родителей я отнесу тех, кого чрезмерно опекали, и тех, с кем были излишне строги, и они, вспоминая детство, притупляют взгляд и решают быть другими родителями, воспитывать вопреки.
Решение быть другим означает измениться самому:
- стать терпеливее, мудрее,
- быть в диалоге с ребенком,
- принимать его ответы, капризы (как реакции на неправильное воспитание) и
- учиться многому у него.
Мы все не идеальны, мы можем быть раздраженными, печальными, уставшими, мы имеем право на ошибки и в воспитании в том числе. Важно уметь распознавать их и исправлять.
Не бойтесь пошатнуть родительский авторитет, извиняясь перед детьми за свои срывы. Когда мы признаем свои ошибки, то и дети учатся их понимать, озвучивать и принимать их.
Воспитание — очень трудный, долговременный процесс. Ему следует обучаться, опираясь на знания о детской психологии и физиологии, интересуясь основами формирования детской психики, изучая специальную литературу и посещая образовательные родительские тренинги. (Информацию об этом вы можете узнать на нашем сайте…)
Но во главе угла – безусловная любовь и принятие своего ребенка таким, каким он пришел в этот мир, не идеальным, но уникальным, как и вы сами.
Автор: Венедиктова Анастасия Александровна