Вслед за праздником приходят школьные будни… Об этом и пойдет речь в статье Школьная адаптация….
Школьная адаптация…
Второе сентября – не праздник?
Первое сентября — белые банты, букеты, накрахмаленная форма и радостное многоголосье. А дальше?
В следующий понедельник мы можем заметить, что ребенок тяжело просыпается, капризничает, отказывается завтракать.
Появляются неожиданные вопросы новоявленного ученика:
- «А надо ли ходить в школу каждый день?»,
- «Можно ли прийти домой и не оставаться в продленке?»,
- «Когда закончатся домашние задания?»
Вслед за праздником приходят будни, меняющие жизнь всей семьи, ведь не только ученик привыкает жить по новому распорядку, его родители тоже.
Начинается целый комплекс изменений:
- меняется основной вид деятельности (с игрового на учебный),
- ограничение двигательной активности,
- характер взаимоотношений и со взрослыми, и со сверстниками.
Приспособление организма к изменившимся условиям называется адаптацией и происходит постепенно.
Начало школьной адаптации
Невероятно сложны для организма первые две-три недели, они связаны со значительным напряжением всех систем организма, особенно если выбранная родителями учебная программа и нагрузка не соответствует возможностям самого ребенка.
В таком случае, снижается работоспособность и учебная активность. В этот же период обостряются все вялотекущие и хронические диагнозы, особенно неврологические и психосоматические. Очень важно поддерживать здоровье ребенка, в том числе медикаментозно.
А также соблюдать режим сна и бодрствования, прогулок на свежем воздухе.
Только спустя пять-шесть недель нормализуется состояние нервной и сердечнососудистой систем. Легче адаптируются к нагрузкам здоровые, физически развитые дети.
Признаки сложной адаптации
Характерно ли для вашего ребенка вдруг появившееся:
- двигательное возбуждение или заторможенность,
- головные боли,
- снижение аппетита,
- настроения,
- нежелание идти в школу,
- нарушения сна,
- сноговорение,
- энурез,
- провокационное поведение,
- проявление агрессии.
В таком случае, обратитесь к неврологу и школьному психологу.
Необходимо:
- снизить учебную нагрузку,
- обеспечить дополнительный отдых, например, брать еще один выходной по средам и проводить его за городом, или, гуляя в парке;
- избегать посещения шумных, перевозбуждающих мероприятий,
- избегать просмотра эмоциональных кинофильмов и компьютерных игр.
Полезно купание в комфортной, теплой воде с расслабляющими травами, упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная гимнастика.
Как помочь легче адаптироваться к школе
Не менее важный комплекс изменений связан с формированием новой внутренней социальной позиции «Я-ученик» и принятием школьных норм, правил, в том числе правил общения с одноклассниками.
Для детей очень важна потребность в любви, осознание себя хорошим и для учителя, и для детей. Положительные эмоции, которые ребенок может получить, общаясь со сверстниками могут облегчить его адаптацию, и наоборот.
И здесь важно быть рядом, говорить о чувствах и переживаниях, вселять в него уверенность в собственных силах.
Обязательно обсуждайте школьные проблемы со всей семьей в непринужденной обстановке, например, после ужина. Если ребенку трудно рассказывать, помогайте ему конкретными открытыми вопросами, не предполагающими короткие ответы «да» или «нет».
Не сводите всю беседу к разговору об оценках, чтобы он не подумал, что важен не он сам, а его отметки. Вы, прежде всего, родители, его опора и поддержка. Дом должен оставаться домом, а не судилищем после школы. В таком случае, у ребенка не остается места для отдыха и снятия напряжения.
Вы наверняка предпочтете не говорить дома о рабочих моментах и проблемах?
Постарайтесь выяснить:
- с кем и в какие игры малыш играл,
- чем занимался на перемене,
- что запомнилось за день ему больше всего,
- что понравилось и,
- обязательно, что не понравилось.
Помните, если негативные переживания не выводить вовне, они начинают саднить внутри, раздражать и способствовать проявлению психосоматических симптомов.
Самый простой способ извлечь наружу неприятные переживания и рассеять их — поговорить об этом. А затем, не забудьте обнять и выразить надежду на то, что завтрашний день принесет удачу и вам, и вашему ребенку!
Такая школьная адаптация обязательно пойдет на пользу!
Анастасия Венедиктова, психолог