школьная адаптация_gechtalttverВслед за праздником приходят школьные будни… Об этом и пойдет речь в статье Школьная адаптация….

Школьная адаптация…

Второе сентября – не праздник?
Первое сентября — белые банты, букеты, накрахмаленная форма и радостное многоголосье. А дальше?

В следующий понедельник мы можем заметить, что ребенок тяжело просыпается, капризничает, отказывается завтракать.

Появляются неожиданные вопросы новоявленного ученика:

  • «А надо ли ходить в школу каждый день?»,
  • «Можно ли прийти домой и не оставаться в продленке?»,
  • «Когда закончатся домашние задания?»

Вслед за праздником приходят будни, меняющие жизнь всей семьи, ведь не только ученик привыкает жить по новому распорядку, его родители тоже.

Начинается целый комплекс изменений:

  • меняется основной вид деятельности (с игрового на учебный),
  • ограничение двигательной активности,
  • характер взаимоотношений и со взрослыми, и со сверстниками.

Приспособление организма к изменившимся условиям называется адаптацией и происходит постепенно.

Начало школьной адаптации

Невероятно сложны для организма первые две-три недели, они связаны со значительным напряжением всех систем организма, особенно если выбранная родителями учебная программа и нагрузка не соответствует возможностям самого ребенка.

В таком случае, снижается работоспособность и учебная активность. В этот же период обостряются все помощь в адаптации_gechtalttverвялотекущие и хронические диагнозы, особенно неврологические и психосоматические. Очень важно поддерживать здоровье ребенка, в том числе медикаментозно.

А также соблюдать режим сна и бодрствования, прогулок на свежем воздухе.
Только спустя пять-шесть недель нормализуется состояние нервной и сердечнососудистой систем. Легче адаптируются к нагрузкам здоровые, физически развитые дети.

Признаки сложной адаптации

Характерно ли для вашего ребенка вдруг появившееся:

  • двигательное возбуждение или заторможенность,
  • головные боли,
  • снижение аппетита,
  • настроения,
  • нежелание идти в школу,
  • нарушения сна,
  • сноговорение,
  • энурез,
  • провокационное поведение,
  • проявление агрессии.

В таком случае, обратитесь к неврологу и школьному психологу.

Необходимо:

  • снизить учебную нагрузку,
  • обеспечить дополнительный отдых, например, брать еще один выходной по средам и проводить его за городом, или, гуляя в парке;
  • избегать посещения шумных, перевозбуждающих мероприятий,
  • избегать просмотра эмоциональных кинофильмов и компьютерных игр.

Полезно купание в комфортной, теплой воде с расслабляющими травами, упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная гимнастика.

Как помочь легче адаптироваться к школе

Не менее важный комплекс изменений связан с формированием новой внутренней социальной позиции «Я-ученик» и принятием школьных норм, правил, в том числе правил общения с одноклассниками.

трудности адаптации_gechtalttverДля детей очень важна потребность в любви, осознание себя хорошим и для учителя, и для детей. Положительные эмоции, которые ребенок может получить, общаясь со сверстниками могут облегчить его адаптацию, и наоборот.

И здесь важно быть рядом, говорить о чувствах и переживаниях, вселять в него уверенность в собственных силах.

Обязательно обсуждайте школьные проблемы со всей семьей в непринужденной обстановке, например, после ужина. Если ребенку трудно рассказывать, помогайте ему конкретными открытыми вопросами, не предполагающими короткие ответы «да» или «нет».

Не сводите всю беседу к разговору об оценках, чтобы он не подумал, что важен не он сам, а его отметки. Вы, прежде всего, родители, его опора и поддержка. Дом должен оставаться домом, а не судилищем после школы. В таком случае, у ребенка не остается места для отдыха и снятия напряжения.

Вы наверняка предпочтете не говорить дома о рабочих моментах и проблемах?

Постарайтесь выяснить:

  • с кем и в какие игры малыш играл,
  • чем занимался на перемене,
  • что запомнилось за день ему больше всего,
  • что понравилось и,
  • обязательно, что не понравилось.

Помните, если негативные переживания не выводить вовне, они начинают саднить внутри, раздражать и способствовать проявлению психосоматических симптомов.

Самый простой способ извлечь наружу неприятные переживания и рассеять их — поговорить об этом. А затем, не забудьте обнять и выразить надежду на то, что завтрашний день принесет удачу и вам, и вашему ребенку!

Такая школьная адаптация обязательно пойдет на пользу!

Анастасия Венедиктова, психолог

Школьная адаптация или 2е сентября…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку «Отправить комментарий», я принимаю пользовательское соглашение и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности этого сайта