Таким вопросом часто задаются начинающие терапевты, но от себя лично замечу, что и достаточно опытные психологи здесь теряются
Почему клиент не приходит на встречу?
А правда, почему клиенты не приходят, а некоторые если и приходят, то опаздывают?
Ниже приведены на мой взгляд самые частые причины:
- Часто опоздание или неприход клиента в психологии принято называть сопротивлением психики к работе с терапевтом. Терапевтический процесс, особенно в начале работы, сопровождается сложными эмоциональными переживаниями клиента, о его жизни, событиях, о нем самом. В этот момент может появиться нежелание приходить туда, где личность будет с этим сталкиваться, и чтобы как-то себя защитить, разумеется бессознательно, клиент может заболеть, или появятся дела именно на время терапии.
- Пассивно-агрессивный уход В гештальт-терапии условно-здоровое слияние — необходимое условие для создания контакта, терапевт откликается на клиента переживаниями, выходит на границу контакта. Но основная задача терапевта, вовремя обнаруживать слияние, для того чтобы из него выходить. Если такого не происходит, то у клиента не возникает сепарационной агрессии, она не поднимается, но напряжение растёт. При этом, если терапевт не поддерживает эту агрессию в клиенте, боится ее, гасит, или игнорирует, то тогда, единственно возможный выход, на бессознательном уровне — это неприходы на встречу. Таким образом у клиента осуществляется сброс напряжения, но при этом отношения клиента и терапевта не продвигаются. Вы как будто «топчетесь на месте». И иногда, единственно возможным выходом злости становится пассивно-агрессивный уход из терапии.
- Не всем клиентам нужна долгосрочная терапия. Возможно клиент приходит для того, чтобы снять напряжение, прояснить ситуацию, долгосрочная терапия и заход на более близкие отношения на данный момент не нужны. Но как об этом сказать — непонятно, внутри могут быть переживания стыда например.
- Непроясненный сеттинг клиенто-терапевтического альянса так же влияет на уход клиента из терапии или его пропуски встречи. Сеттинг — базовые договорённости, необходимые для осуществления терапевтического процесса. Например: место, время остаются неизменным, или пропуски встречи оплачиваются. Все это необходимо для того, чтобы границы были более чёткими, как следствие у клиента возникает ясность, что обращает его к базовой потребности в безопасности и стабильности. Условно говоря, клиент точно знает, что время и место закреплено, и эта стабильность не меняется и тут уже можно немного расслабиться. Что бы не случилось- в его жизни есть место и время принадлежащее ему по договорённости.
- Иногда клиенту не подходит метод, в котором работает терапевт, обычно это выясняется на 1-3 встречах.
- Немотивированность самого клиента. Часто, приходя в терапию клиент обозначает так называемые жалобы, симптомы. Но при этом не всегда может возникнуть осознание того, что запросы на изменение требуют большего включения. Здесь, у клиента может не возникнуть ценности терапии, как таковой. Если у клиента есть желание на изменения, но нет понимания, что ответственность за изменения лежит не на ком-то другом, а на нем самом, то терапия будет строиться в первую очередь на слиянии, и ожиданиях клиента о том, что терапевт возьмёт на себя ответственность за его жизнь. Поддерживая такие ожидания клиента, терапевт препятствует переживанию фрустрации и тем самым может создаваться со-зависимая модель отношений, что не будет продвигать клиента в его запросах на изменения.
Из всего из этого можно сделать вывод о том, что не всегда терапевт несёт ответственность за уход клиента.
Часто это является феноменологией самого клиента. Но в этом месте, для меня основной задачей терапевта становится обнаружение поведения и способов выстраивания контакта клиентом. Важно не просто обнаружить такие способы контактирования, а сделать их явными, внести в контакт, заметить как реагирует клиент.
Все это будет помогать обнаруживать чему именно, каким процессам в вашем взаимодействии сопротивляется клиент, возникнет искренность и в дальнейшем будет возможной клиенто-терапевтическая «встреча»…
Автор: Савина Дарья