Трудности простого общения_gechtalttverСегодня поговорим о таком аспекте общения, как трудности простого общения.  Насколько просто ребенку понять ваши требования, как догадаться о чем вы хотите сказать… Эти и другие вопросы обсудить в статье:

Трудности простого общения

Большинство детских капризов и проблем в семейной коммуникации происходит от недопонимания родителями важности прямого и ясного изложения своих мыслей и требований.

Проще говоря, дети не всегда догадываются, что именно Вы от них хотите, даже если Вы злитесь, ругаетесь и угрожаете наказанием.

Задумайтесь, достаточно ли просты и знакомы слова, которые используются Вами?

Известен факт, что особенности развития детского мышления вполне себе хорошо считывают эмоциональную окраску и невербальные стимулы , НО не позволяют воспринимать:

  • сарказм ,
  • иронию,
  • не буквальный смысл

У малыша создается ощущение непредсказуемого поведения родителя и как следствие развивается невротическое поведение, а оно всегда разрушает личность ребенка.

К тому же, если информация ребенком не воспринимается в силу незрелости понятийного аппарата, не усваивается буквально, формируется ощущение несоответствия маминым требованиям.

Начинаются капризы: так дитё сообщает родителям, что ему сложно в сложившейся коммуникативной системе, но объяснить пока не умеет, злится, расстраивается, в отчаянии начинает грызть ногти или заболевает.

Привычка искать скрытый смысл

Вырастая в подобных условиях, появляется привычка искать другой, скрытый смысл уже во взрослых отношениях с партнером: «Что мне он пытается сказать «на самом деле»?

Происходит:

  • додумывание контекста,
  • переживание из-за скрытых версий,
  • уход в защиту.

Игра в «Догадайся по выражению моего лица» — одна из самых деструктивных в общении и наверняка выводит Вас, уже наработавшего опыт взаимодействия, из себя, а малыша повергает в отчаяние.

Каков же выход?

Я люблю на родительских тренингах приводить такую метафору: «Представьте, что Вы немного знаете иностранный язык, можете кое-что понимать и частично говорить. И вот, Вы попадаете в другую страну и пытаетесь общаться с носителем языка. Воображаете себе трудности взаимопонимания? По некоторым знакомым словам вы попытаетесь восстановить смысл сказанного. А каково вам будет, если чужестранец употребит фразеологизм, родное высказывание с завуалированным значением? Поверьте, ребенок испытывает те же сложности! И даже большие, так как отчаянно пытается оставаться «хорошим» для своих любимых родителей».

Поэтому, призываю всех участников педагогического процесса общаться с детьми ЯСНО И ПРОСТО. Необходимо воздерживаться от неопределенных высказываний в разговоре с ребенком.

Родителям хорошо бы научиться

давать точное описание поведения детей и говорить о том, что можно увидеть, услышать или измерить (количеством времени или повторений).

Поведение- это не мысли и не чувства, его нельзя описать словами вроде «бесишься», «ленишься», «ведешь себя неуважительно».

За секунду до того, как произнести :»Опять ты выкаблучиваешься!», задумайтесь и сформулируйте что именно происходит?

Что конкретно делает Ваш ребенок, когда он «ведет себя как маленький«, «неприлично», «безответственно», «доводит до белого каления«, «сводит с ума» и т.д?

Родители часто задают мне вопрос: «Если мой ребенок ленится, что плохого в том, чтобы сказать, что он лентяй?»

Если Вы будете называть ребенка лентяем, это не поможет ему понять, что именно он делает неправильно, и как ему изменить свое поведение. Вместо того, чтобы навешивать ярлык, объясните конкретно, что он делает, или, наоборот, чего не делает. Вы можете сказать: «Маша, ты уже три часа лежишь на диване. Пожалуйста, выключи телевизор и займись уроками».

Кажется, не очень трудно? Попробуйте сами! «Когда я говорю тебе собирать игрушки, ты продолжаешь играть», «Вместо того, чтобы выполнить мою просьбу, ты ругаешься и кричишь» и т.д.

Точное описание поступков ребенка

в разговоре с ребенком позволит Вам доходчиво объяснить, чего же Вы от него хотите и в дальнейшем уметь корректировать поведение.
Безусловно важным в простом общении является и то, КАК вы сообщаете ребенку о его поведении:

  1. смотрите ли друг на друга,
  2. находитесь ли во время разговора на одном уровне,
  3. каков тон Вашего голоса.

Тон должен быть твердым, когда вы сообщаете о необходимости изменить что- либо в его поведении и радостным и доброжелательным во время похвалы.

Старайтесь, чтобы ничего не мешало Вашему разговору с ребенком. Найдите для этого тихое и спокойное место, где никто не будет вас отвлекать.

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что даже, когда Вам не нравится то, как он себя ведет, Вы по- прежнему любите его и именно поэтому хотите исправить его ошибки.

Автор :Венедиктова Анастасия Александровна

Трудности простого общения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *