Зрительное восприятие играет важнейшую роль в развитии ребенка. В дошкольном возрасте около 80% информации окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения. Недостаточное развитие у дошкольников зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.
Зрительное восприятие ребенка
Далее, школа. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве — без этого невозможно усвоение школьной программы. От того как развито зрительное восприятие, сохранение зрительного образа в памяти определяют формирования навыков письма и чтения.
«Зрительное восприятие – (англ. visual рerceрtion) — совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы» (Гусев А.Н.)
Этапы развития зрительного восприятия
Развитие зрительного восприятия происходит в следующей последовательности:
- Опознание зрительных изображений
- Нахождение различий (закрепление предыдущего этапа опознания и запоминание зрительных предметных образов)
- Опознание формы предмета – развитие целостной и аналитической стратегии восприятия
- Воссоздание целостного образа из значимых частей
- Уточнение зрительных представлений о предмете (ребенок определяет недостающие или лишние элементы)
- Выполнение заданий в «шуме» (перечеркнутые изображения). Тренируется навык целостного осознания и отрабатывается умение выделять предмет из «шума», развивается помехоустойчивость.
- Наложенные изображения – закрепление всех компонентов зрительного действия.
При недостаточной степени развития восприятия (гибкость и точность) возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок и т.д. Случается, что ребенок не может повторить движения на занятиях физической культурой.
Несформированность зрительного восприятия – это, как правило, нарушение совместной работы зрительной и двигательной функций.
Ошибки, которые часто встречаются у детей с нарушением зрительного восприятия, могут быть связаны с нарушением работы правого или левого полушария.
При нарушении работы правого полушария
Если нарушена работа правого полушария, которое отвечает за целостное восприятие предмета, и переработку новой информации, то дети воспринимают картинку фрагментарно, их зрительные представления весьма бедны, характер опознания картинки весьма специфичен (опознаваемый предмет не имеет ничего общего с предъявляемым).
Примеры ошибок: перечеркнутый кувшин воспринимается как «хлеб», лампа – как «труба», «свеча»; бабочка – как «лента», «груша».
Если ребенка просят представить целостный образ незаконченного изображения, то ножницы могут быть ложкой, а якорь – дорожным знаком, указкой или шариком.
При нарушении работы левого полушария
При нарушении работы левого (аналитического) полушария наблюдаются такие ошибки:
— ребенок называет предмет словом, обозначающим предмет из той же категории: диван – это «кресло», балалайка – это «гитара», кувшин – это «ваза».
— ребенок дает ответ с помощью обобщающего слова: ландыш – это цветок, гитара – это музыкальный инструмент. В данном случае нарушена связь «зрительный образ – слово».
— ребенок называет предмет, похожий по зрительному образу: фуражка – это тарелка, расческа – это батарея, молоток – это коробка.
Если, детям сложно:
- выделять в фоне фигуру, букву, цифру;
- определять их величину, соотносить части,
- четко различать близкие по конфигурации буквы, цифры, зеркальные элементы.
стоит обратить на это особое внимание, обратиться к нейропсихологу.