зрительное восприятие_GechtaltTver_ruЗрительное восприятие  играет важнейшую роль в развитии ребенка. В дошкольном возрасте около 80% информации окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения. Недостаточное развитие у дошкольников  зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.

Зрительное восприятие ребенка

Далее, школа. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве —  без этого невозможно усвоение школьной программы. От того как развито зрительное восприятие, сохранение зрительного образа в памяти определяют формирования навыков письма и чтения.

«Зрительное восприятие – (англ. visual рerceрtion) — совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы» (Гусев А.Н.)

Этапы развития зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия происходит в следующей последовательности:

  1. Опознание зрительных изображений
  2. Нахождение различий (закрепление предыдущего этапа опознания и запоминание зрительных предметных образов)
  3. Опознание формы предмета – развитие целостной и аналитической стратегии восприятия
  4. Воссоздание целостного образа из значимых частей
  5. Уточнение зрительных представлений о предмете (ребенок определяет недостающие или лишние элементы)
  6. Выполнение заданий в «шуме» (перечеркнутые изображения). Тренируется навык целостного осознания и отрабатывается умение выделять предмет из «шума», развивается помехоустойчивость.
  7. Наложенные изображения – закрепление всех компонентов зрительного действия.

При недостаточной степени развития восприятия (гибкость и точность) возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок и т.д. Случается, что ребенок не может повторить движения на занятиях физической культурой.

Несформированность зрительного восприятия – это, как правило, нарушение совместной работы зрительной и двигательной функций.

Ошибки, которые часто встречаются у детей с нарушением зрительного восприятия, могут быть связаны с нарушением работы правого или левого полушария.

При нарушении работы правого полушария

Если нарушена работа правого полушария, которое отвечает за целостное восприятие предмета, и переработку новой информации,  то дети воспринимают картинку фрагментарно, их зрительные представления весьма бедны, характер опознания картинки весьма специфичен (опознаваемый предмет не имеет ничего общего с предъявляемым).

Примеры ошибок: перечеркнутый кувшин воспринимается как «хлеб», лампа – как «труба», «свеча»; бабочка – как «лента», «груша».

Если ребенка просят представить целостный образ незаконченного изображения, то ножницы могут быть ложкой, а якорь – дорожным знаком, указкой или шариком.

При нарушении работы левого полушария

При нарушении работы левого (аналитического) полушария наблюдаются такие ошибки:

— ребенок называет предмет словом, обозначающим предмет из той же категории: диван – это «кресло», балалайка – это «гитара», кувшин – это «ваза».

— ребенок дает ответ с помощью обобщающего слова: ландыш – это цветок, гитара – это музыкальный инструмент. В данном случае нарушена связь «зрительный образ – слово».

— ребенок называет предмет, похожий по зрительному образу: фуражка – это тарелка, расческа – это батарея, молоток – это коробка.

Если, детям сложно:

  • выделять в фоне фигуру, букву, цифру;
  • определять их величину, соотносить части,
  • четко различать близкие по конфигурации буквы, цифры, зеркальные элементы.

стоит обратить на это особое внимание, обратиться к нейропсихологу.

 

Зрительное восприятие ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *