Развитие ребенка от 1 года до 3х — это фундамент образования личности. Поэтому архиважно уделить этому периоду развития ребенка особое внимание и тем самым помочь ему стать эффективным, развитым и самодостаточным.
Развитие ребенка от года до 3х
В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей:
- формируется мышление,
- активно развивается двигательная сфера,
- появляются первые устойчивые качества личности.
Ведущим показателем физического и умственного развития детей в раннем возрасте является психомоторное развитие.
В этот период ребенок любопытен как никогда. Его влечет все новое, если:
- оно яркое,
- этим можно постучать и погреметь,
- издает приятный запах или звук.
Несмотря на то, что движения ребенка полутора — двух лет еще неловкие (нога не успевает за проекцией зрения и внутренним желания познать), он активно движется вперед и вверх и к новым впечатлениям и ощущениям. В этом возрасте ребенок должен получить как можно больше сенсорного опыта — «пищи для правого полушария», которое является для ребенка раннего возраста ведущим.
Развитие чувства пространства
На этом возрастном этапе развиваются чувство пространства (в том числе и собственно тела), звукоразличение, обоняние, осязание, вкус, закладывается чувство ритма, восприятие и т.д.
Все это в будущем будет необходимо ребенку для полноценного освоения образовательной программы.
В первые три года жизни ребенка закладываются фундаментальные личностные образования:
- общая самооценка,
- доверие к людям,
- интерес к окружающему миру.
И базисом для развития ребенка остаются взрослые и общение с ними, когда осваивается предметный мир и игра. Без общения невозможно развитие ребенка.
Диагностика детей раннего возраста
Что же становится предметом диагностики детей раннего возраста?
- Познавательное развитие ребенка;
- Особенности игры;
- Специфика общения ребенка со взрослым.
На что стоит обратить внимание родителям ребенка второго года жизни?
Обратите внимание как развивается ваш малыш второго года жизни.
Если ребенок:
- совершает мало манипуляций с предметами. Как правило, знакомство с новыми игрушками ограничивается беглыми взглядами на них, а манипуляции представлены единичными однотипными действиями (ребенок несколько раз перекладывает предметы с места на место).
- постоянно отвлекается, возит или стучит игрушкой по столу, не глядя на нее, бесцельно смотрит по сторонам.
- не проявляет любопытства и настойчивости при обследовании новой игрушки.
- положительные эмоции маловыразительны и эпизодичны.
- может проявить и отрицательные эмоции (раздражительность, разбрасывание игрушек и т. д.).
- мало подражает взрослому. Он наблюдает за его действиями, но лишь незначительное их количество вызывает желание действовать по образцу.
- достаточно пассивно воспринимает как поощрение, так и похвалу, оценка взрослого не вызывает у него эмоционального отклика, изменения в деятельности.
На что стоит обратить внимание родителям ребенка третьего года жизни?
Обратите внимание как развивается ваш малыш третьего года жизни.
Если ребенок третьего года жизни:
- малоинициативен по отношению ко взрослому , в том числе в ситуации взаимодействия с игрушками.
- часто, как будто не замечает инициативы взрослого, игнорирует просьбы и предложения о совместной игре.
- снижена потребность в общении, он мало улыбается взрослому, его мимика невыразительна, он не пользуется активной речью.
- практически не разговаривает сам, отсутствует самостоятельное говорение. — не отвечает на просьбы и предложения взрослого, выполняет только самые элементарные инструкции.
- не действует с предметами в соответствии с их назначением, проявляет слабый интерес к предметам, часто отвлекается.
- отсутствует настойчивость в деятельности с предметами, стремление к самостоятельности в деятельности с предметами.
- игнорирует образцы действий, предложенные взрослым.
равнодушен к оценке. - не сопровождает действия речью.
- не проявляет интереса к результату и не стремиться достичь правильного результата.
- сюжетные игрушки очень слабо стимулируют игровую инициативу ребенка. -инициативные действия единичны.
- предпочитает заниматься манипуляциями с предметами.
- игра занимает менее 5 минут.
- незначительное число игровых действий совершается ребенком без особого интереса, он скорее механически воспроизводит разученные ранее действия, быстро отвлекается.
- мимика невыразительна.
- обычно в процессе игры не пользуется речью: не обращается к куклам, не комментирует своих действий, не обращается с игровой инициативой к взрослому.
- не обращает внимания на игру взрослого, отказывается от совместных игровых действий, не принимает их и не понимает смысла действий замещения.
Если вы хотите профессионального взгляда на развитие вашего малыша, стоит обратиться к психологу. Психолог поможет не только с диагностикой, но и даст индивидуальные рекомендации по развитию.
Скоро в нашем центре начинается цикл групповых занятий «Первый шаг», который ориентирован на развитие ребенка от 1 года до 3х лет. Занятия проводятся в группе до 5 малышей один раз в неделю.
В процессе занятий каждый ребенок будет диагностирован.
И уже на основании результатов диагностики и итогов беседы с вами для вашего ребенка будет составлена программа развития, учитывающая его текущий уровень развития и потенциальные возможности.
То есть, вам будут даны индивидуальные рекомендации-план для развития и совершенствования вашего малыша.
Если у вас остались вопросы или вы хотите оставить заявку для участия в цикле занятий «Первый шаг» напишите вопросы в разделе «Заявка», мы с вами свяжемся, ответим на ваши вопросы и сообщим о начале занятий.
Здоровья и развития вашему малышу!