метод замещающего онтогенеза_gechtalttverМне очень много задают вопросов по проведению групповых занятий по нейропсихологическому сопровождению развития ребенка( метод замещающего онтогенеза), я решила немного описать наши занятия, чтобы было понятно родителям.

Занятия проходят два раза в неделю, если ребенок дошкольник-вместе с родителями. На групповых занятиях используем «метод замещающего онтогенеза». Что это такое?

Развитие мозга…

Для того, чтобы пояснить этот метод нужен небольшой экскурс по теме развития мозга.

Условно  головной мозг разделен (по Александру Романовичу Лурия- основателю отечественной нейропсихологии) на три блока.

I — «я хочу»

I блок – энергетический «я хочу»,  формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет

Блок наследственных программ действия, отвечает за тонус мозга, необходим для выполнения любой психической деятельности, уровень бодрствования.

Обеспечивает регуляцию:

  • тонуса и бодрствования,
  • работы всех внутренних органов и всего организма,
  • работы эндокринной системы,
  • инстинкивно-потребностную сферу.
  • отвечает за иммунитет.

Первый  блок мозга участвует в организации внимания, памяти,регуляции эмоциональных (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний.

Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:

  • истощаемость, утомляемость, вялость;
  • эмоциональная неуравновешенность;
  • это дети невротики, т.к. реагируют на любой стимул окружающего мира ,
  • аллергии в самых разнообразных проявлениях;
  • повышенная частота заболеваний,
  • гипо- или гипертонус;
  • дети пишут «как курица лапой»,
  • долго не могут научиться завязывать шнурки.
  • двигательная неловкость;
  • синкинезии (движения, присоединяющиеся к основным – движения языком во время письма);
  • вычурные позы;
  • дизартрии, дисграфии;
  • сужение полей зрения;
  • слабая (или полное отсутствие) конвергенция глаз.
  • часто богатая речь (более взрослая, чем надлежит в их возрасте),
  •  хорошо развитое мышление.

II блок – «я могу»

II блок – «я могу», формируется от 3 до 7-8 лет.

Блок  приема, переработки и хранение информации.

Отвечает за:

  • работу зрительного, слухового и тактильного анализатора,
  • ориентацию во времени и пространстве,
  • контроль речи,
  • база для развития интеллекта.

Признаки несформированности 2-го блока:

  • бедность, однотипность движений тела в пространстве,
  • их недостаточная дифференцированная координация,
  • неловкость;
  • несформированность сенсо-моторных координаций;
  • несформированность пространственных представлений.

III блок – «я должен»

III блок – «я должен», формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет.

Блок программирования, регуляции и контроля:

  • постановка и достижение целей,
  • контроль за выполнением,
  • самоконтроль за своим поведением и эмоциями,
  • сознательность,
  • ответственность.

Признаки недостаточной сформированности 3 блока мозга:

  •  о таких детях говорят, что их совершенно нельзя ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода деятельности.
  • они «пересчитывают всех ворон за окном». На языке нейропсихологии такое поведение называется полевым.
  • дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения.
  • у них наблюдается тенденция к упрощению любой программы.
  • не могут решать смысловых задач.
  • в письме — это пропуски букв и недописывание слов, недоделывание упражнений.
  •  крайне бедная речь.

Итак,

Психические функции не даны ребенку с рождения, они преодолевают долгий путь, начиная с внутриутробного развития.

Развитие ребенка в норме…

В норме развитие ребенка (онтогенез) должно быть таким:

  1. рождение ребёнка, ребёнок проходит родовые пути;метод замещающего онтогенеза2_gechtalttver
  2. ребёнок лежит на спине;
  3. переворачивается с боку на бок, на живот;
  4. ползает по-пластунски;
  5. поднимает руки, упирается;
  6. поднимает голову и охватывает пространство;
  7. садится;
  8. ползает на четвереньках;
  9. встаёт, сначала с помощью рук, потом без;
  10. начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Как нарушения онтогенеза влияют на психические процессы?

Сейчас у детей очень часто наблюдается нарушение законов онтогенеза.

Кроме того, часть детей появляются на свет:

  • с родовой травмой,
  • с различными диагнозами,
  • а у мам бывает неблагополучное течение беременности.

Очень часто в наши дни младенцы долго лежат на спине, не переворачиваются с боку на бок. Затем они очень быстро переворачиваются, почти сразу садятся, мало ползают и через очень короткое время встают. Иными словами, некоторые этапы ребёнок просто не проходит.

Родители радуются, как их дети всё быстро делают. А у детей при этом имеется гипер- или гипотонус, они ходят на носочках.

Такие дети всё время стремятся сбросить это напряжение, но оно сохраняется у них до 8-9 и даже до 12 лет.

Что такое «Метод замещающего онтогненеза (МЗО)»?

МЗО – это помощь в развитии мозга и  настройке функционирования структур мозга.  Коррекционный процесс протекает по законам естественного онтогенеза, помогая ребенку восполнить пробелы развития.

На занятиях идет поэтапное проживание каждой фазы развития, стимулирование всех зон мозга.

Для этого есть специальные упражнения:

-двигательный репертуар («ползание»),

-дыхательные упражнения,

— глазодвигательные упражнения,

— растяжки

Эти упражнения формируют базу для полного включения всех психических функций.

Теперь вы понимаете, чтобы ваш ребенок получил полноценное развитие всех блоков мозга, просто необходима работа специалиста и  групповые занятия по нейропсихологическому сопровождению развития ребенка.

Вопросы можно задать ниже в комментариях или прямо на страничке группы отправить личное сообщение.

Ирина Шалыгина — психолог по комплексной коррекции детей, ведущая терапевтических групп.

 

 

Метод замещающего онтогенеза (групповые занятия)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *