Частенько наши слушатели спрашивают, что такое нейропсихологическая диагностика. Зачем она вообще нужна и кому она будет интересна. Итак, давайте разбираться…
Нейропсихологическая диагностика
это исследование психических процессов с помощью проб, заданий, различных тестов, которые адаптированы психологами для обследования детей.
Такое обследование дает возможность понять особенности развития ребенка. Помогает узнать о его потенциальных возможностях, т.е. чем ребенок может воспользоваться и, что дает ему успех в его будущей деятельности.
Такая диагностика рекомендуется всем детям.
Почему?
У ребенка психические функции находятся в стадии развития. И диагностика помогает родителям понять состояние психики ребенка, а точнее- конкретно о его памяти, внимании, мышлении, речи, саморегуляции.
Определить индивидуальную картину развития психических функций, выявить отклонения или отставание в развитии может специалист – нейропсихолог по результатам нейропсихологической диагностики.
Наиболее эффективна ранняя диагностика ребенка( до 4 лет). Она проводится для того, чтобы понять, как ребенок будет развиваться, с чем он вошел в этот мир, с какими данными, возможность увидеть сильные и слабые стороны.
Мозг у ребенка очень пластичен, и когда мы видим сильные и слабые стороны, можем его направить в нужное направление для того, чтобы помочь в дальнейшем не испытывать проблем с обучением в школе.
Сейчас нейропсихология активно внедряется в сферу образования для :
- выявления сильных и слабых сторон, механизмов трудностей обучения ребенка
- прогноза развития
- разработки эффективной стратегии коррекционного развития
Самая распространённая проблема на сегодняшний день – это трудности обучения. Трудности обучения характеризуются парциальным отклонением в развитии высших психических функциях.
Что значит парциальным?
- Трудность может возникать только по одному или двум предметам;
- дети успевают школе, но тратят столько сил, что здоровье ухудшается, ребенок начинает часто болеть;
- одаренные дети.
Данная диагностика позволяет определить:
- функциональную сформированность работы головного мозга,
- зрелость нервной системы,
- особенности психики,
- а также скорость протекания психических процессов.
После диагностики нейропсихолог пишет заключение, где описывает :
- какие отмечаются нарушения,
- какая есть зона риска,
- зона развития,
- на что можно опереться,
- какие сильные стороны есть у ребенка.
А уже на основе заключения выстраивается коррекционная работа.
Т.е. по итогам диагностики нейропсихолог дает рекомендации по исправлению тех или иных трудностей.
Какие трудности поддаются нейрокоррекции?
Поддаются нейрокоррекции прежде всего:
- снижение общей работоспособности
- повышенная утомляемость
- истощаемость
- снижение умственной работоспособности
- недостатки в речевом развитии
- нарушение в мыслительной деятельности
- нарушение внимания и памяти
- несформированность в пространстве
Раннее выявление дисбаланса развития и своевременная помощь специалиста помогут устранить выявленные проблемы, нормализовать характеристики высших психических функций ребенка и обеспечить гармоничное психофизиологическое развитие растущего детского организма.
А занятия с нейропсихологом помогают ребенку преодолеть трудности в период подготовки к школе, быстрее адаптироваться к обучению в школе и преодолеть различные функциональные нарушения (отставание в речевом развитии, задержки психического развития и т.п.)
Вопросы можно задать специалисту или просто написать в комментариях к статье.