Аспекты работы с горем_gechtalttverПсихологи определяют горе как реакцию на утрату значимого объекта, изменение части собственной идентичности.

Психологические аспекты работы с горем

Обычно  «горе» и «утрата» используют как синонимы, но  утрата — это человеческий опыт, связанный со смертью близкого, а горе — это чувства (страдание) и их проявления (например, плач). Реакция на утрату значимого объекта является персонифицированным специфическим психическим процессом, развивающимся по своим законам.

В современной психологии нет единой теории горя, адекватно объясняющей, как люди справляются с утратами, почему они по разному переживают меняющиеся степени и типы , переживаемого стресса,  какое время необходимо им, чтобы  привыкнуть к жизни без значимых умерших людей. Исследователи выделяют от 3 до 12 стадий проживания горя или утраты. В ситуациях проживания горя, человек не всегда двигается от стадии к стадии, и не всегда можно обозначить границы перехода от одной стадии к другой, а при сопротивлении горюющий  возвращается на уже прошедшую, вроде бы успешно прожитую стадию. Поэтому процесс горевания достаточно сложно уместить в форматы стадий и временных отрезков, что, безусловно, затрудняет психологическую работу с клиентом, проживающим горе.

При горевании человек сталкивается с такими состояниями, как страх, боль, гнев, разочарование, любовь, возмущение, печаль, обиду и т. д., которые возникли в прошлом и в отношениях со значимыми людьми и которые теперь невозможно и некому выразить. Так же возникают и  чувства,  как реакция на утрату: боль, печаль, тоска, вина, возмущение, жажда мести, ярость, беспомощность, обида, страх, ужас, безнадежность, бессилие и т. п.

В гештальт-терапии Н. Долгополов предложил сравнить проживание горя с циклом  контакта.

Стадии горя и цикл контакта

1 стадия — стадия шока, или предконтакт. На этой стадии человеку, переживающему горе, трудно осознать потерю, всеми возможными силами он противится и избегает осознания потери объекта, с которым было связано удовлетворение целого ряда его потребностей, а эмоции, связанные с проживанием горя,  настолько сильны и болезненны, что организ саморегулируется через неосознование для самосохранения. Необходима эмоциональная поддержка из вне.

2 стадия — фаза собственно горевания, контактирование. Это стадия «накопления» чувств: боли, печали, вины, злости и т. д., возможно присоединение осознаваемых или нет чувств тревоги и страха смерти, из за понимания  конечности собственного бытия, при проживании смерти близких. Так, по мысли Г. Платонова, бесполезно переживать горе в одиночку. Часто таким человеком является психолог, с которыми он мог бы выговориться.

На 3 стадии  полного, или финального, контакта происходит собственно эмоциональное отреагирование, проживание траура, это стадия встречи с объектом потребности в выражении чувств переживающего горе. Здесь происходит выявление преобладающих эмоций к умершему, после чего они выражаются в каких-либо действиях, чувствах и эмоциях.  Траур, как семейный ритуал дает возможность каждому выразить свои личные чувства к ушедшему, что  позволяет говорить членам семьи в один голос, даже если они испытывают разные чувства [4]. Ф. Перлз описал такие феномены, ведущие к завершению, как «прощание», «прощение», «благодарность» [3].

4 стадия, последняя – постконтакт . Происходит закрытие границы «организм-среда», начинается работа по ассимиляции прожитого опыта, принятию необходимости его присутствия в организме [5].

По мысли Д. Зинкера одна из задач терапевта — это организация безопасного и доверительного поля, где слезы и гнев не покажутся безумием, где можно высказывать все, что хочется.

И здесь, по Зинкеру, быть свидетелем для гештальт-терапевта означает следующее:

  1.  быть рядом и слушать;
  2.  не форсировать результат;
  3.  проявлять уважение и принимать то, что происходит;
  4.  видеть пользу в выражении человеком его скорби;
  5.  позволить себе стать твердой опорой, на которую клиент может опереться [4], иной раз несмотря даже на то, что горюющий может проявлять гнев по отношению к помогающему. Наблюдение и присутствие терапевта позволяет клиенту увидеть именно самого себя, осознать cвою боль, беспомощность и прожить это.

 

Статья Шеметковой Е.В. кандидат психологических наук


Литература

  1. Долгополов Н. Б. Футуропрактика: тотальный объект и работа с кризисными состояниями // Российский гештальт. /Под ред. Н. Б. Долгополова, Р. П. Ефимкиной — М., Новосибирск, 1999.
  2. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. — М., 2010.
  3. Кондратенко С. В. Опыт работы с горем в рамках гештальт-подхода. // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии / Под ред. В. Я. Семке, Л. М. Ермолаева. – Томск, Барнаул, 1999.
  4. Лейнер Х. Кататимное переживание образов. — М., 1997.
  5. Мазур Е. Гештальт-подход при оказании психотерапевтической помощи пострадавшим при землетрясении. // Московский психотерапевтический журнал. — 1994. — № 3.
Психологические аспекты работы с горем в гештальт подходе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку «Отправить комментарий», я принимаю пользовательское соглашение и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности этого сайта