Психологический портрет дошкольника_GechtaltTver.Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка, и, особенно важно, в это время осуществлять контроль за сохранением психоэмоционального благополучия ребенка.

Психологический портрет дошкольника.

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития современного дошкольника.

Этот интерес связан с тем, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного  развития, когда закладывается фундамент физического, психического, социального и нравственного благополучия, и от того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в этот период развития ребенка. Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется психолого-педагогическими характеристиками воздействия на него общества, окружающих людей и, прежде всего  самых близких для ребёнка людей,  его семьи.  Дошкольный возраст — этап психологического развития от 3 до 6–7 лет.

Случаи осложнения психического развития ребенка  дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию. Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникающих у детей (Венгер А. Л. 2001).  Выделяют:

  1. Нарушения умственного развития (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д.);
  2. Нарушения поведения (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность, доминирование и пр.);
  3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);
  4. Нарушение коммуникативного статуса (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.);
  5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утом­ляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).

        Современные дошкольники

Современные дошкольники чаще всего испытывают психологические проблемы, связанные с эмоционально-волевой сферой, наиболее распространенная проблема — тревожность дошкольников. Изучению проблемы тревожности посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных психологов. Л. М. Костина (2006) подчеркивает, что постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся свойством личности – тревожностью.

В работе А. М. Прихожан (2007) раскрывается механизм «замкнутого психологического круга», в котором происходит закрепление и усиление тревожности, ведущей затем к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, в свою очередь, порождая негативные прогностические и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Так, в ряде работ главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями особенно с матерью. Современная мама достаточно рано выходит на работу, сначала с частичной занятостью или на фрилансе, из дома, а чуть позже – поручив заботу о ребенке бабушке или няне, на полный день. Во-первых, это позволяет не терять квалификацию, да и деньги во время финансового кризиса еще никому не мешали. Она живет по принципу «не мама при ребенке, а ребенок при маме».

И в как следствие она профессионально успешная, с неразвитым материнским инстинктом, поздно рожающая и не желающая принимать личное участие в воспитании и развитии ребенка, а ребенок с нарушенным психологическим статусом.   Е. А. Савина утверждает, что «Отвержение, неприятие матерью ребенка, вызывают у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите» (Савина Е. А. 2003).

Воспитание

Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справится или справляется с трудом, также отмечается как одна из причин возникновения тревожности. К. Хорни отмечает (2008), что возникновение и закрепление тревоги связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер.  Причиной развития тревожности может стать смена социальных отношений, часто представляющая для ребенка значительные трудности.

По мнению Л. М. Костиной, при посещении ребенком детских учреждений тревожность провоцируется особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком при превалировании авторитарного стиля общения и непоследовательности предъявляемых требований и оценок (Костина Л. М. 2006).

Непоследовательность воспитателя вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможность прогнозировать собственное поведение. Нарушение социального статуса ребенка также может рассматриваться в ряду причин, вызывающих тревожность. А. М. Прихожан (Прихожан А. М. 2007), подчеркивая ярко выраженную возрастную специфику тревожности, уточняет, что для каждого возрастного периода существует определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Чем больше подвержен ребенок тревоге, тем сильнее он будет зависеть от эмоционального состояния окружающих его лиц.  Все вышесказанное предполагает необходимость коррекционной работы с детьми и родителями, для гармонизации психологического развития дошкольника.

Автор :  Шеметкова Е.В.

Психологический портрет современного дошкольника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *