Сегодня небольшое размышление о цели обучения подростка, о картине будущего или… почему подростки не хотят учиться. Прошла пора первых радостных встреч с одноклассниками, смыта дождями беззаботность лета и начались школьные будни, уроки, домашние задания, сонные утра и недовольные родители…ску-у-у-ка-а-а.
Почему подростки не хотят учиться?
«Скука» — любимое слово подростков. Еще вчера он впереди папы бежал собирать дрова для вечернего костра на даче, а сегодня ему скучно.
Т.е., происходит обесценивание детства. А если оно не так уж ценно, то и расстаться с ним легко.
Все СКУЧНО…. Скучно ездить в деревню, ходить по магазинам, читать книги… Но, пожалуй, наискучнейшее занятие в мире – учиться. Нет понимания цели обучения и последствие не учения.
На вопрос «А зачем тебе учиться?» мой девятилетний клиент отвечает: «Ну, чтобы хорошо сдать экзамены и пойти учиться в институт…» Так себе, скажем, мотивация.
«А ты знаешь, что бывает с теми, кто плохо учится?» «Нет. Выгонят из школы…?» Нет четкого представления, что будет дальше: можно ли сидеть дома и не учиться, а играть в компьютер, или с ребятами во дворе, спать до обеда и ждать с работы родителей.
Подростки часто думают, что ничего плохого с ними не случится. Это психологически обусловленный факт:
В голове не существует картины будущего…
Эго подростка еще слабое и размытое, для взросления важным является именно отрицание настоящего, а будущее не задействовано.
Вторая грань школьной проблемы — у детей не сформирована зона ответственности за собственное обучение. Родителей вызывают в школу, отчитывают, обвиняют в плохом воспитании. А ребенок в этот момент не очень переживает, он признан плохим учеником, и не в его силах исправиться.
У него проблемы с уроками, он делает их по несколько часов, с плачущей матерью, с кричащим отцом, с раскрасневшейся от «Корвалола» бабушкой. Он так кривобоко, но все же, собирает вокруг себя семью, которая учится вместо него.
В очень редком случае ребенок соглашается на мое предложение заключить контракт с родителями и делать уроки одному. Таким образом, ему бы пришлось самому отвечать за сделанные (или не сделанные) уроки, забытую форму для физкультуры или поделки для выставки.
Самостоятельное выполнение влечет за собой последствия: положительные, в виде накопленных бонусов за период, или отрицательные, в виде лишения бонусов. Ученику трудно принять на себя ответственность, а мать забирает себе его функции и везёт ему забытую форму к уроку физкультуры, раскрашивает ночью скорлупу ореха, дописывает математику… В этом случае, ребенок никогда и не начнет учиться самостоятельно.
Подросток находится в конфлюэнции, он еще не отделился от родителей, и одновременно с этим, ему важно ощущать собственную идентичность, причем в ту же самую секунду.
Ребенку необходимо подтверждение слияния и возможности оттолкнуться.
Вот почему родители – не лучший вариант для занятий с собственными детьми. Происходит путаница в ролевых отношениях, чреватая проблемами в будущем.
Когда ребенок взрослеет
Когда ребенок взрослеет и хочет:
- освободиться от опеки,
- отрезать семейную пуповину,
- дистанцироваться от родителей,
-он невольно бьет по самому больному месту.
А когда яблоком раздора становятся школьные занятия, ребёнок, чтобы упрочить свою новую независимую позицию, начинает относиться к учебе совсем плохо. Неуспеваемость становится для подростка выражением его дискомфорта, поскольку у него нет другого способа проявить свое недовольство. Он начинает сопротивляться родительской помощи – происходит это бессознательно, но неизбежно.
Последствия неуспеваемости:
- выходят за рамки школы,
- затрагивают социальный статус ребенка,
- отражаются на моральном состоянии,
- понижают самооценку.
Одновременно с этим существует подростковая потребность быть услышанным, быть частью чего-то, им невыносима скука.
У ребенка внутри хаос, который проецируется во внешний мир. Родители должны понимать, что проявления агрессии и протеста устраиваются для них, но не с целью обидеть, а потому что в себе невозможно этот хаос удержать.
Зачастую родители усугубляют ситуацию, так как стыдят и отвергают гнев подростка, а надо сопроводить и контейнировать, не брать агрессию на себя, понимать, что она проективна.
Если подросток не хочет разговаривать, необходимо продолжать поддерживать возможность разговора, оставаться рядом. Родители должны быть эмоционально доступны.
Если с раннего детства в отношениях присутствовало эмоциональное неприятие, существовал запрет на выражение чувств, то в подростковом возрасте, ребенок будет делать вещи, блокирующие эмоции — наркотики, еда, секс, алкоголь. Очень важно взрослым членам семей подростков понимать особенности сложного возраста. Успокоенные родители способны успокоить.
Узкая область интересов
Еще одним фактором плохой успеваемости может стать узкая область интересов. Необходимо:
- расширить поле сознания,
- увлечь интерактивными музеями,
- кружками,
- экскурсиями,
- выставками.
В наше время на рынке столько интересных предложений!
Не стоит опасаться быстрой смены предпочтений, ребенок ищет себя, ему нужно поспособствовать и обеспечить доступ к разнообразным мероприятиям.
Здорово, если родители являются увлеченными, активными людьми. В таком случае, будет еще один связующий мостик к сохранению отношений в сложном, но очень важном возрасте.
Подростком ребенок вскоре перестанет быть, но интересы, самоощущение, способы устанавливать связи и заводить отношения, он перенесет с собой во взрослую жизнь.
Автор: Анастасия Венедиктова, психолог