Психосексуальное развитие_GechtaltTverНа психосексуальное развитие влияют наследственные, биологические, психологические, социальные факторы и  микросреда (ближайшее окружение человека).  На психическое и сексуальное развитие  оказывают влияние критические периоды, во время которых повышается чувствительность к различным воздействующим факторам.

Психосексуальное развитие

Процесс развития ребенка проходит от удовлетворения биологических потребностей и примитивных эмоций  к социальному сознанию и критичности к своим действиям.  Это же характерно и для психосексуального развития, в процессе становления сексуальности на биологическую детерминированность половой роли  накладывает влияние социальных факторов.  Нарушение темпов психосексуального развития сказываются на всей дальнейшей жизни человека.

Половая дифференцировка начинается во внутриутробном развитии с 6 по 32 недели, когда развиваются половые железы и половые органы, а также структуры мозга, ответственные за половое поведение. Воздействие тератогенов в этот период может вызвать нарушение половой дифференцировки мозга с разной  степенью  выраженности.

В тяжелой степени нарушения половой дифференцировки мозга рождается девочка с женскими половыми органами, и внешне она выглядит как девочка, но с самого детства, уже с 3-4-летнего возраста она начинает вести себя как мальчик.  Они часто испытывают сексуальное влечение к женщинам, где они играют мужскую роль.

Средняя степень нарушения характеризуется у женщин желанием носить мужскую одежду и проявляют мужские черты в поведении.  При легкой степени нарушения женщина одевается подчеркнуто строго, носит строгие прически, не любит косметики, украшений и она не старается выглядеть более привлекательной для мужчин.

С первых месяцев жизни…

Психосексуальное развитие  начинается с первых месяцев жизни. В процессе  развития ребенок начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу и осознает необратимость своей половой принадлежности.

Ребенок определяет пол окружающих его людей по всем признакам половой принадлежности — внешнему виду, одежде и её аксессуарам, строению тела и половых органов и подражает взрослому своего пола. Становление понятия «я» идет и через  формирование полового самосознания, с отождествлением себя по  полу.

Они внимательно рассматривают свои половые органы и органы других детей, это исследовательская деятельность помогает им психосексуально развиваться. Важно, чтобы это произошло в возрасте 3-4 года, когда это исследование еще не носит сексуального возбуждения, как в подростковом возрасте.

В норме к пяти — семи годам ребенок уже знает все признаки половой принадлежности — внешний вид, одежда, строение тела, в том числе и половых органов. В возрасте 5-7 лет ребенок начинает испытывать сексуальную привязанность к взрослым, вначале к родителям.

Сексуальное напряжение тянет ребенка к желанию лечь в постель вместе с родителями; ревностному отношению к тому вниманию, которое родители оказывает друг другу. В этот период у детей развивается Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек.

Последние десятилетие родители поддерживают нахождение детей в совместной кровати вплоть до подросткового возраста, что неизбежно приводит к нарушениям полового поведения и развития таких детей.

С 7-13 лет  происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка. По мере поступления информации, нарастания половой осведомленности начинаются сексуальные игры, чаще всего составляющие фрагмент игр в семье, где  более осведомленные могут имитировать любую форму половой активности.

Важно, чтобы мальчики и девочки в этом возрасте  имели интересы и увлечения, относящиеся к их полу. Трансформация ролевого поведения, где девочки ведут себя как мальчики, а мальчики тихие, заласканные и нежные, как девочки — приводит к формированию различных отклонений в последующем сексуальном поведении, и снижения сексуальности вплоть до формирования гомосексуальных влечений.

В общении со сверстниками, апробируется и закрепляется выбранная половая роль, отражающая аспекты человеческих отношений, в том числе и сексуальные. С 5 лет у детей начинает формироваться интимность и интимный стыд, с 7 лет это уже сформировано.

Родителям важно относиться с уважением к интимности детей. Нежелательным является, нахождение в ванной ребенка и родителя разного пола, совместный сон, хождение голыми или в нижнем белье перед ребенком.

В подростковом возрасте…

В подростковом возрасте происходит половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо. Платоническая стадия либидо характеризуется наличием выраженного эмоционального компонента, имеющего возвышенный, романтический характер, с самоотречением и жертвенностью.

Именно платонический компонент  возвышает физиологический инстинкт до истинно человеческой любви. С отдельными элементами эротического фантазирования желание остаться наедине, стремление к прикосновениям и ласкам. Эротическая стадия либидо характеризуется возникновением интереса к интимной стороне взаимоотношения полов, эротической литературе, она возбуждают подростка, толкают к эротическому фантазированию.

На эротической стадии реализация влечения чаще бывает без оргазма. Это в плане биологического развития является прогрессивным, так как толкает к дальнейшим действиям, форсирует переход к сексуальной стадии.

Сексуальная стадия протекает на фоне либидо, поддержанное продуктами внешней секреции и первыми опытами половых отношений.  Это определяет последующий выбор объекта сексуального влечения, его индивидуальные особенности, половая принадлежность (мужская или женская), поведение, внешний вид, телосложение.

Все этапы психосексуального развития взаимосвязаны и имеют преемственность. Если выпадает какой-либо этап, то это искажает течение последующих стадий, а в целом это влияет на всю сексуальность человека.

Автор Шеметкова Е.В.

Психосексуальное развитие детей и подростков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *